четверг, 13 июня 2013 г.

задуматься у развалин истории


Из истории, которую никто не собирается оспорить, мы знаем: в X-XIII веках существовало Великое княжество Киевское со своими удельными княжениями. И жили в Великом Киевском княжестве (РУСЬ КИЕВСКАЯ) никак не великороссы и даже не "простой русский народ" и не "малороссы", а славянские племена, и имели они свои прекрасные названия: поляне, древляне, сиверяне, дреговичи, дулибы, тиверцы и т.д. Дабы подтвердить и эту мысль, глянем в книгу В.О.Ключевского. Вот, что он пишет:
 
"Разноплеменное население, занимавшее всю эту территорию, вошло в состав великого княжества Киевского или Русского государства. Но это Русское государство еще не было государством русского народа, потому что еще не существовало самого этого (русского) народа: к половине XI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом выработается русская народность. Все эти разноплеменные элементы пока были соединены чисто механически; связь нравственная, христианство распространялось медленно и не успело еще захватить даже всех славянских племен Русской земли: так вятичи не были христианами еще в начале XII в. Главной механической связью частей населения Русской земли была княжеская администрация с ее посадниками, данями и пошлинами. Во главе этой администрации стоял великий князь киевский". /В.О.Ключевский "О русской истории", стр.56./

Поглядите, какая идет манипуляция словами: "нет государства Русского, нет народа русского", но автор без зазрения совести пишет: "княжество Киевское или Русское государство". Вот так, дорогой читатель, внедрялся великий блеф в государственную историю.  Мы будем цитировать С.М.Соловьева, мы будем читать Н.М.Карамзина и везде - блеф, вымысел, ложь! История писалась в расчете на человека малограмотного. Вот еще одна выписка из В.О.Ключевского: "Тогда дулебы господствовали над всеми восточными славянами и покрывали их своим именем, как впоследствии все восточные славяне стали зваться Русью по имени главной области в Русской земле, ибо Русью первоначально называлась только Киевская область". / В.О.Ключевский "О русской истории", стр. 33./

Как вам нравится? Только одна Киевская область - Русь! Обратите внимание, даже признав сам факт, профессор вносит (сознательно!) искажение в истину: замешивает старину с современностью, лишь бы запрятать концы. Не было в древние времена Киевской области. Не было, как бы этого не желал знаменитый профессор. Была древняя земля вокруг града Киева, и проживало на той земле древнее племя - поляне. Вот поляне и были - русью. Сам же В.О.Ключевский и подтверждает нашу мысль. Слушайте: "По поводу известия о проходе венгров мимо Киева в 898 г. он вспоминает о деятельности Кирилла и Мефодия и о ее значении для славянства. Был один язык славянский- славяне дунайские, покоренные венграми, морава, чехи, ляхи и поляне - Русь". /Там же, стр.23-24./

Ай, да профессор - великоросс! Мифы русской истории безмерны, ложь поразительна. Обратите внимание, казалось бы, все верно говорит профессор В.О.Ключевский, но откуда же берутся сногсшибательные параллели: существует на землях Приднепровья - Великое Киевское княжество и здесь же- "или Русское государство", но позвольте, дальше в той же цитате профессор пишет: "...Но это Русское государство еще не было государством русского народа, потому что еще не существовало самого этого (русского.- В.Б.) народа".

Мы не станем сейчас рассматривать внутренние распри между Великим Князем и его удельными сородичами, мы не станем рассматривать вопрос о том, какой удельный князь превосходил соседа, да и слушался ли он Киевского князя. Это не суть важно - князья были пришлыми. Оставим эти исследования для последующих глав, ибо они подтвердят незаконность притязаний Московии на владения древнего Киева и сам Киев. Верно отмечено у профессора: связь между землями и племенами Киевской Руси носила чисто механический характер и насаждалась сверху князем. Империи всегда рушатся безвозвратно. Иного История не ведает...

Настало время русскому человеку остановиться у развалин и задуматься. Есть ведь о чем подумать. История "великороссии" писалась в расчете на человека малограмотного. Существующая мифическая история Российской Империи насквозь лжива, вымышлена и состряпана русскими "державниками" за последние, всего лишь, 200 лет, дабы оправдать захват чужих земель и подтвердить, так называемое право Москвы на "собирание земли русской". Н.М. Карамзин, писавший оду Московии, пришел в ужас: Москва и Московия, сколотившая государство, отчетливо демонстрировали свое татаро-монгольское происхождение.

Он срочно кинулся "искать" новый свод, и, конечно, "нашел" - он не мог не найти, - так называемый Ипатьевский летописный свод, где впервые указано время основания Москвы в период добатыева нашествия - 1147 год. Как в хорошей сказке или анекдоте! Такой лжи в Российской имперской истории сколько угодно: ложь об Александре Невском; ложь о Дмитрии Донском; ложь о славянском происхождении Московии, и прочая. Вот Вам примеры уже современной интерпретации этой лжи. Послушайте, как сегодня объясняют детишкам в России принадлежность Киевской Руси Московии: "Так именем и делами Владимира Мономаха и его сына Юрия Долгорукого связана история Киевской Руси с историей России и нашим сегодняшним днем". Это словоблудие написано в Москве уже в 1993 году.

Чувствуете, как по-крупному блефуют: народа русского нет, появится он только через 500 лет, появится за тысячи километров от Киева, но государство уже - русское. В действительности же, не существовало в XII веке великорусского народа, не было русского государства. Мы лишь знаем, что в те времена существовало Великое Киевское княжество с вассальными удельными княжениями.


источник


ЧАСТЬ II. Ошибки на карте Москвы

 
Так исторически сложилось, что многие московские названия районов, улиц и других мест ошибочны по-сравнению с их историческим расположением! Допустим, название возникло в одном месте, но потом, через многие века переместилось уже в другое, совершенно случайным образом. То есть кто-то однажды просто ошибся, будь то комиссия по переименованию улиц, или вообще отдельная личность. В одних случаях это касается современных официальных названий улиц и районов, в других – народных, привычных людям названий, которые не являются официальными. В третьих случаях случайным образом возникают исторические курьёзы, путаница названий, вводящие людей в заблуждение. Прогуляться по неправильно называемым районам, заглянуть в переулки с неправильными названиями и ознакомиться с историческими казусами


Итак, начнём с глобального – с районов. С тех, которые люди называют не правильно по отношению к исторической справедливости. Самый яркий пример – Китай-город.

Китай-город. Как всем краеведам известно, Китай-город – это часть Москвы, прилегающая к кремлю с востока, в пределах исчезнувшей Китайгородской стены. Впрочем, небольшие куски стены сохранились. Через Китай-город проходят три радиальных улицы – Никольская, Ильинка и Варварка. Но почему-то многие москвичи упорно называют Китай-городом район Ивановской горки, через который проходят улицы Солянка, Забелина, Старосадский, Хохловский, Подколокольный и другие переулки. Вся историческая несправедливость началась с открытия станции метро «Китай-город», которая расположилась за пределами исторического Китай-города! Но тут ошибка совсем невелика, ибо метро совсем рядом с Китай-городом, с его условной линией его стены. 


Но для многих москвичей название места определяет прежде всего станция метро, а не настоящая история. И вот, с открытием метро, процесс пошёл. Москвичи стали называть Китай-городом район, расположенный к востоку от настоящего Китай-города… и мало кто из них слышал название «Ивановская горка», возникшее от Ивановского монастыря. Нам, краеведам, приходится исправлять высказывания людей в большом количестве, причём многие говорят: «Ну это для вас, краеведов это – Ивановская горка, а для нас – Китай-город!», ну что тут ещё сказать?


Очень распространено выражение «переулки Китай-города», причём ошибочно имеются ввиду именно Спасоглинищевские, Старосадский, Хохловский, Колпачный, Подкопаевский, Подколокольный переулки, то есть переулки Ивановской горки. При том, что в самом Китай-городе полно переулков – целых десять! Это Никитников, Ипатьевский, Никольский, Рыбный, Хрустальный, Ветошный, Большой и Малый Черкасские, Старопанский и Богоявленский. Но к половине из этих переулков ближе станция метро «площадь Революции»… треть из них нычне огородила территория администрации президента. Метро «Китай-город» тоже недалеко, но люди, выходя из этой станции, в основном идут гулять в сторону Маросейки, Солянки и переулков Ивановской горки. Так и получилось, что настоящие переулки Китай-города так никто и не называет. Да и вообще их никак не называют, туда почти не ходят гулять.


Несохранившийся отрезок Китайгородской стены вдоль Старой площади. Китай-город — за стеной.

Арбатские переулки.
Ситуация почти аналогичная с Китай-городом, в данном случае – менее острая. Арбатскими переулками сейчас все называют переулки по обе стороны старого Арбата, причём в основном –именно южные переулки – Староконюшенный, Большой и Малый Афанасьевские, Калошин, Плотников, Денежный, Сивцев Вражек, Власьевские, и даже Гагаринский. Обычно Арбатскими именуют больше именно южные, а не северные, потому что просто по южным больше гуляют, ибо северные неуютны, обрезаны громадами Нового Арбата. Но по историческому административному делению — лишь северные переулки – Арбатские. Причём не только до линии Нового Арбата, но и дальше на север – до Большой Никитской, и даже дальше. Арбатской частью до революции являлась территория между улицами Арбат и Тверской, бульварным и Садовым кольцами.

План Арбатской части (её южной половины), фрагмент Хотевского плана, 1852 г. Южнее Арбата — уже Пречистенская часть.

Арбатская полицейская часть, по сути – управа района, стояла посреди этого обширного района – у Большой Никитской улицы и Столового переулка. И Арбатскими переулками называли переулки Поварской (Кормовой) слободы – Хлебный, Столовый, Скатерный, Ножовый, Мерзляковский, и переулки, раздавленные Новым Арбатом – Кречетников, Кривоникольский, а также прилегающие к ним – Серебряный, Трубниковский, Борисоглебский, Николопесковский и ещё несколько. А переулки, расположенный от улицы Арбат к югу –Староконюшенный, Сивцев Вражек и прочие, административно принадлежали Пречистенской части, и назывались в народе Пречистенскими! Сейчас про Пречистенскую часть все уже забыли, и величают их Арбатскими, что чисто топографически-то, в принципе и верно, но никак не исторически. А вот Хлебный, Столовый и другие из этой же серии никто сейчас не назовёт Арбатскими, и всё это – по большей части благодаря Новому Арбату, который разрубил историческую Арбатскую часть на два района, сообщение между которыми нарушилось. И сейчас всё, что севернее Нового Арбата, уже не воспринимается, как «район Арбата».



Арбатская полицейская часть у Большой Никитской улицы. За ней видна старая, не сохранившаяся колокольня церкви Вознесения у Никитских ворот.

А теперь перейдём к фактическим ошибкам в наименованиях. Среди них три хороших примера – Певческий переулок, отель «Красные Холмы» и Кирочные переулки.

Певческий переулок.
Таким именем этот переулок назван в начале 1990-х годов, когда многим московским улицам возвращали исторические названия. До этого, в советское время этот переулок назвался Астаховским. Но интересно то, что раньше он никогда не назывался Певческим! В XVII веке он назывался «Переулок на стрелке», по стрелецкой слободе, которая тут располагалась, в XVIII веке – «Безымянный переулок», или «Переулок проезжий к белому городу», с конца XVIII века по 1929 год – Свиньинский, по фамилии домовладельца. И с 1929 по 1994 – Астаховским. Спрашивается, что же за название ему вернули? А ему вернули название другого, давно исчезнувшего переулка, который располагался недалеко. В какой-то мере в этой исторической неточности виноват Владимир Гиляровский. Он пишет в главе «Хитровка» Москвы и Москвичей:
«В адресной книге Москвы за 1826 год в списке домовладельцев значится: «Свиньин, Павел Петрович, статский советник, по Певческому переулку, дом No 24, Мясницкой части, на углу Солянки».» … «Впоследствии город переименовал Певческий переулок в Свиньинский.»

Ни одним историческим документом это не подтверждается, всё это – выдумка Гиляровского, который был неосторожен в деталях. И комиссия по переименованию в 1990-е годы обратилась именно к Гиляровскому, а не к архивным данным. Но Певческий переулок действительно существовал недалеко, он отходил от Подколокольного, к шёл параллельно Петропавловскому, к востоку от него. Назван он был так по Певческим палатам, где жили певчие Крутицого архиерея. Палаты стояли вдоль Певческого переулка (с его западной стороны), и выходили торцом на Подколокольный. Фрагмент палат в перестроенном виде сохранился и сейчас. А с восточной стороны переулка находилось владение княгини Щербатовой (позже – генерала Хитрово). И сейчас можно зайти в их дворик с задней стороны, если заглянуть с Подколокольного переулка за большой сталинский дом 16 направо. Это и есть место бывшего Певческого переулка! Причём интересно, что фасад палат княгини Щербатовой, построенных в 1757 году, выходи как-раз таки на задний двор, то есть на бывший Певческий переулок. Этот фасад – всё, что сейчас напоминает об исчезнувшем в конце XVIII века переулке. Генерал Хитрово, когда перестраивал эту усадьбу в начале XIX века, обратил новый фасад уже в сторону Яузского бульвара…


Фрагмент Горихвостовского плана, 1768 года.
Красной линией выделен первоначальный, исчезнувший Певческий переулок, зелёной линией — современный Певческий, который раньше таковым не являлся.


Фрагмент Хотевского плана 1852 года. 
В это время современный Певческий назывался Свиньинским. Правее Петропавловского переулка видны длинные строения, стоявшие когда-то вдоль изчезнувшего Певческого переулка.


Место, где проходил исчезнувший Певческий переулок. Виден передний фасад палат княгини Щербатовой, который выходил как раз на тот переулок.


Современный Певческий переулок.

Красные Холмы.
Все знают «Свиссотель Красные Холмы», высоченное здание гостиницы недалеко от Павелецкой, рядом с Домом Музыки. Там же рядом часть садового кольца называется «Нижняя Краснохолмская улица». Но никаких холмов там нету! Это низменная пойма реки Москвы, часть острова между рекой и каналом. А холмы – лишь на другом берегу реки Москвы, в районе Таганской. Именно это и есть Красный Холм, один из семи московских. Но в течении веков название перекочевало на другую сторону реки, вопреки исторической справедливости.

Первое название, которое возникло – это Краснохолмская улица (сейчас – Народная), так она называлась уже в первой половине XIX века. Тогда эта улица являлась частью Садового кольца. В то же время и мост через реку Москву тоже назвали Краснохолмским, он выходил как-раз на Краснохолмскую улицу, и пересекал реку под углом 90 градусов (в отличие от сегодняшнего). Но позже уже не по Красному Холму, а по Краснохолмскому мосту названы переулки на противоположном от холма, низменном берегу реки, на острове. Часть Садового кольца на острове назвали Краснохолмским проездом. Набережную реки Москвы на острове тоже назвали Краснохолмской, хотя логичнее было бы назвать так набережную на том, холмистом берегу реки, со стороны Гончарной слободы. В итоге что мы имеем? Последнее, занимающее своё исконное место название на холмистом берегу – Краснохолмская улица, была переименована в 1923 году в Народную. С этого момента все названия, — Краснохолмские переулки, проезд и набережная, остались только на противоположном, плоском берегу реки.

Швивая горка, которая и является Красным Холмом. Район современных Котельнических переулков. Фотография второй половины XIX века.


Краснохолмский проезд и переулки. Фрагмент плана 1903 года.

В XX веке Краснохолмский проезд переименован в Нижнюю Краснохолмскую улицу. Сейчас это единственное название на основе топонима «Красные Холмы», и привязано оно теперь к Краснохолмскому мосту, а не к холму. В наше время подхватили эту историческую ошибку, и отель «Красные Холмы» появился отнюдь не на холме, а на плоском острове, вблизи Нижней Краснохолмской улицы.

Отель «Красные Холмы».

Старокирочный и Новокирочный.
Из прочих ошибочных наименований, которые путают и воводят в заблуждение – это Старокирочный и Новокирочный переулки в районе Бауманской. Они возникли в Немецкой слободе, и названы были по лютеранским кирхам, которые стояли в этих переулках. Но всё наоборот – на Новокирочном переулке стояла старая кирха – святого Михаила, которая стояла на том месте ещё во времена первой Немецкой слободы, при Иване Грозном, в середине XVI века, а на Старокирочном переулке стояла «новая» кирха – Петра и Павла, которая возникла позже, в конце XVII века. Как же так получилось, что старая кирха стоит на Новокирочном переулке, а новая – на Старокирочном? Это так и остаётся на до конца ясным. 


Известно, что изначально очень долгое время оба переулка назывались просто Кирочными, и только в начале ХХ века, с целью устранения одноимённости, один из них назвали «Старый Кирочный», а другой – «Новый Кирочный», причём какое-то время современный Старокирочный ещё назвывался просто Кирочным, а Новокирочный – уже «Новый Кирочный». Из двух кирх на тот момент сохранялась только старая – святого Михаила. Возможно, это и была логика переименований – тот переулок, где кирхи уже не было, назвали «Старокирочным», т.е она была там в «старые времена», а Новокирочным назвали тот переулок, где на тот, т.е в «новое время», стояла кирха. И те, кто переименовывал переулки, — либо просто не обратились к историческим сведениям о кирхах, либо посчитали эти сведения не представляющими значения, в итоге мы имеем историческую ошибку.

Хотевский план, 1852 год. Тут оба переулка ещё просто Кирочные.


План 1903 года. Один из переулков уже стал Новым Кирочным, хотя другой ещё просто Кирочный.


План 1912 года. Тут уже оба переулка с двойными названиями — Старый Кирочный и Новый Кирочный.


«Старая» лютеранская Кирха св. Михаила. Фотография начала ХХ века. Кирха снесена в 1928 году.

И в заключение можно привести пример названия, которое появилось в 1990-х годах, при всеобщем возвращении исторических имён. Однако возвращено было отнюдь не историческое название, а было придумано новое.

Мёртвый или Пречистенский.
Пречистенский переулок имеет данное название с начала 1990-х годов, когда, повторяюсь, улицам возвращали старые названия. В советское время он назывался переулком Н.А. Островского (заметьте, Николая, а не Александра), но Пречистенским он никогда раньше не был. До 1937 года переулок назывался Мёртвым. Скорее всего, он был так назван по фамилии домовладелицы начала XVIII века Ф. Б. Мертваго. Некоторые историки склоняются к другим версиям, и связывают название с соседними Могильцевскими переулками. Так или иначе, в 1991 году комиссия по переименованию не захотела возвращать переулку исконное название, посчитав его слишком мрачным, и было придумано новое название, которое мы имеем сейчас – Пречистенский. Топографически – вполне верное название, но исторически необоснованное.

Мёртвый переулок. Начало ХХ века.


Пречистенский переулок. Вид сегодня фактически с этой же точки. Как всегда, прибавилось много деревьев.

Вот такие вот городские казусы. С одной стороны исторические ошибки — это не очень хорошо, но с другой некоторые из них придают загадочности и интереса этим местам (что не относится к заблуждениям москвичей наподобие расположения Китай-города), и у многих появляется желание узнать, а почему именно так «неправильно» всё получилось. И теперь даже эти ошибки — уже история города.

источник




13 Июнь 2014 г.

Flag Counter

Комментариев нет: