вторник, 23 августа 2016 г.

Замалчиваемые истории Запорожского края: Великий Луг


Что мы знаем о Землях казаков Запорожжя 15-19 веков? Мы даже не знаем историю Запорожского края начала 20 века. 500 лет истории Запорожья вытоптано российскими лаптями, вытерто московитским ластиком. В продолжение темы: Великий Луг – историческое название огромных речных плавней, размещавшихся в XV-XVIII веке ниже порогов на левом берегу Днепра между Днепром и его левым притоком Конкой, по которой в XVIII веке проходила граница с Крымским ханством. Вся эта местность принадлежала Запорожской Сечи. Великий Луг был для казаков символом безопасности и воли. Его называли «Батьком». В плавнях Великого Луга Запорожские казаки не только скрывались и строили свои Сечи. С Великого Луга и его окрестностей они имели для себя продукты и прибыли за продажи излишков. Прибывали сюда торговцы из Польши, Турции, Московии и Германии.

Уничтожение Луга началось, еще тогда, когда в конце 1932 г. перегородили Днепр Днепрогэсом. Как только пороги скрылись под толщей озера им. Ленина, в плавнях низа Днепра сразу начался меняться микроклимат. Стали беднеть их фауна и флора. 
В 1955-1957 годах почти вся территория Великого Луга была затоплена искусственным Каховским морем. Его площадь – 2155 кв. км. Водой были затоплены почти полтысячи населенных пунктов, более 100 тыс. га плодородных черноземов и переселены более 50 тысяч семей. Под водой остались практически все Запорожские Сечи, казацкие зимовники, городища и могильники.

«Новое наше море – новое наше горе». Так народ говорит о море, записал Александр Довженко в своем дневнике во время пребывания на строительстве Каховского водохранилища. «Как же колхозники отнеслись к идее моря и переселения?» – спрашивает в дневнике Довженко и отвечает: – «проклинали все, кого переселили, и все, кто это мероприятие осуществлял!»
Алексею Артеменко, которому в 1954-м, когда разворачивалось строительство Каховского водохранилища, было 20 лет. Сообразительного парня пригласили в помощники прорабу. Чтобы возле никопольских окрестностей Довгаловка и Новопавловки вырубить тополя, дубы и ивы и насыпать каменную дамбу. Однажды утром он вылез на гребень гранитного отвала, к которому подъезжали с огромными каменными глыбами самосвалы, и завопил:
«Не разрушайте, не трогайте! Не надо нам никакого моря, оно поглотит наши поймы и луга!» И ни в какую не оставлял гребня, задерживая работы. «Ты что, с ума сошел?» – закричал прораб Попов. – Хочешь, чтоб тебя посадили, саботажник?» А дальше дал команду немедленно убрать парня прочь…
С тех пор и по сей день Алексей Артеменко продолжает считать создание Каховского водохранилища преступлением, совершенным в первую очередь для уничтожения национальной памяти и украинской истории, традиций и обычаев нашего народа, быта и образа его жизни. Затоплены не просто тысячи гектаров по левому берегу Конских, а по правому – Базавлукских и Каменском плавней, затоплены места, где когда-то были Сечи запорожцев, десятки и сотни сел Нижнего Днепра.
Затоплен весь Великий Луг – волшебный и благодатный мир, в котором веками формировался наш удивительно замечательный этнос и воспроизводился неповторимый генофонд украинской нации. Погибла целая страна. Пропали реки, озера и острова, которые носили красивые, чудесные и загадочно-причудливые имена; Ревун, Лапинка, Подпольная, Наклонная, Шероховатая, Темная, Скарбная, Сысина, Лысая, Савка, Головая, Орехово, Лопуховое, Гредчине, Домах, Бакланово, Хомы, Кривенькое, Прищепа, Песковатое, Лебедина, Бешеная, Бистрик, Нажора, перебои, Бугай, Тарас, Цымбал, Кругляк, Щучье, Чирва, Чабанка, Шарай, Яма Кота. Канули в Лету и казацкие названия отдельных уголков плавней – Сиркивка, Палиивщина, Васюрине, Степняк, Наливач, Большая Пуща ... Это как целая богатая и щедрая страна исчезла с лица земли – была и ее стало.

Сколько овощей плодили Днепровские плавни! Помидоры и огурцы, капусту отсюда возили горами. Старожилы до сих пор рассказывают, что еще в довоенные и первые послевоенные годы овощи родили здесь как на дрожжах. Андриан Кащенко в рассказе «Великий Луг» писал:
«Водились в водах Великого Луга огромные белуги – шестеро казаков «здужувалы» поднять одну на плечи. Под утесами, в ухабах прятались толстые толстолобые сомы, целыми табунами плавали осетры, севрюги и стерляди; огромные, сытые карпы и длинные зубастые щуки. Косяками играли в воде: судаки, лещи, караси, окуни, лини, угри, тарань, язь и усач. Раков же малые и взрослые драли мешками».

Утерянное богатство. Вот что рассказывал профессору Дмитрию Яворницкому 116 летний дед Розсолода из со временем затопленного села Чернышовка:
«А бджоли було тієї! А меду! Мед по пасіках, мед і по зимівниках, мед і по бурдюгах – так і стоїть, було, у липовниках: скільки хочеш, стільки й бери. Більше всього від диких бджіл. Дика бджола, було, скрізь сидить, за нею і проходу не було. А лісу того! Бузина, свидина, вербина, дуби, грушиння. Груш, було, як напада, так хоч бери граблі та горни валки. Так і лежать на сонці, поки не попечуться. Солодкі такі були, так патока з них і тече...

А звіру та птиці? Вовки, лисиці, барсуки, олені, дикі кози, зайці, чокалки, виндихи, куниці… Були ще й вепрі, дикі свині, такі гладкі та здорові по плавнях шниряли. Були й дикі коні: вони цілими табунами ходили. А що уже тієї птиці було, так боже праведний! Качок, лебедів, дрохв, хохітви, гусей, диких голубів, лелек, журавлів, чайок, тетервиків, куріп&39;ят – так хо-хо-хо! Як підніметься птиця з землі – сонце застеля, а як сяде на дерево, то й гілля не видно, а як спуститься на землю, то й вона, наче долівка, так і зачорніє».
Если хотите знать, юный Алексей Артеменко в 1953 году не давал на окраине Никополя насыпать дамбу не просто от отчаяния. Он тогда узнал, что на самом деле вносилось несколько различных вариантов-проектов создания моря. И некоторые из них предусматривали полное или частичное сохранение плавней. По одному – предлагалась озерно-проточная система водоемов с постоянным колебанием в ней уровня воды. А значит, с сохранением озер, протоков и речушек, которые здесь впадали в Днепр. И с сохранением лесных массивов также. Но для этого нужно было строить сеть насосно-перекачивающих станций, на эксплуатацию которых понадобилось бы почти столько электроэнергии, сколько ее должна была производить будущая Каховская ГЭС. Понятное дело, что для тогдашних «преобразователей природы» это была угроза здравого смысла: разве стоит такая уродливая овчинка выделки? И все концы они решили спрятать в воду...

Уже недавно Артеменко захотел узнать, какие же другие варианты создания Каховского моря все-таки существовали? Обратился с этим вопросом в киевские кабинеты власти. И получил ответ, который его потряс:
«Днепровский каскад из шести искусственных водохранилищ построен с 1927 по 1978 гг. по распоряжению руководства бывшего СССР как водный объект особо важного военно-стратегического значения, поэтому вся информация по нему глубоко засекречена и до сих пор не передана Украине соответствующими специализированными и военными ведомствами России, – сообщили Алексею Ивановичу, – поэтому, мол, удовлетворить ваш интерес не имеем возможности – мы бы и сами хотели это знать»…
Артеменко и его единомышленники самостоятельно нашли в архивах карту-проект, датированную еще в 1931 году. Его уже тогда было подготовлено как схему к одному из проектов Каховского водохранилища. Подписано так: «Государственный институт по проектированию гидротехнических сооружений НКС СССР». И можно теперь видеть, что по этому проекту мыслили большими валами-дамбами оградить от затопления 50000 гектаров Конских плавней, 36000 – Базавлукских и 20000 гектаров – Каменских. Но….

В 2006 г. создан Национальный Природный Парк «Великий Луг», на базе регионального ландшафтного парка «Панай», орнитологического заказника общегосударственного значения «Большие и Малые Кучугуры»", ландшафтного заказника общегосударственного значения «Склоны Каховского водохранилища». Общая площадь Парка составляет 16756 га, в том числе 9324 га земель, которые предоставляются ему в постоянное пользование, и 7432 га земель, которые включаются в его состав без изъятия у землепользователя (Васильевская районная государственная администрация, водный фонд). Юрий КУПЕРМАН


Вид на село Беленькое и южную оконечность запорожских плавней – той крупицы, которая осталась после затопления Великого Луга в 1953 году (автор фото: Геннадий, 2011 год).

Яркая страница в истории Степного Приднепровья вписана рыцарями средневековья — запорожцами. В ХV-ХVІІІ вв. здесь были Сечи Низового войска Запорожского. Известный французский инженер Гийом Ле Вассер де Боплан, построивший много каменных замков в Украине, бывавший у запорожцев на Сечи, в своем «Описании Украины» (1650) рассказывает о Большом луге с дубовым лесом...

Создание казацких зимовников положило начало постоянному заселению этой территории украинцами со своим специфическим бытом, архитектурой, системой ведения хозяйства и т. п. Нынешние села территории НПП «Великий Луг» — Балки, Маячка, Скельки и затопленное Басанька, были казацкими зимовниками. В селе Маячка сохранились казацкие захоронения с каменными (мальтийскими) крестами.

Относительно нетронутой сегодня осталась биота плавней на юге острова Хортица, которая находится немного севернее НПП «Великий Луг». Это то, что имеем еще сегодня на Хортице от исторического Великого Луга.

Красуются еще в этом месте на Хортице древние и славные озера Прогной и Домаха. Как раз на Домахе был казацкий зимовник, где запорожцы занимались (не воевать же все время!) рыболовством, пчеловодством, охотой и другими промыслами.

Рядом с о. Хортица находится остров Малая Хортица, или о. Байды (второе название — Канцеровский), откуда и началась собственно Сечь («городок»), построенная первым украинским гетманом Дмитрием Вишневецким (Байдой).

Однако самой древней из известных Сечей Великого Луга была Томаковская Сечь, которая находилась на о. Томаковка и просуществовала до 1593 г. Возле сегодняшнего города Марганец еще сохранились остатки ее укреплений. В следующем году в устье р. Базавлук основана Базавлуцкая Сечь. Еще позже, с 1636 по 1652 гг., около Микитинской переправы через Днепр существовала Микитинская Сечь. Теперь это уже территория г. Никополя. 
 
В 1652 г. запорожцы перебрались на Чертомлык (территория современного села Капуливка) и основали Чертомлыцкую (Старую) Сечь. С ней связана славная жизнь легендарного кошевого атамана Ивана Сирко. В 1709 году в связи с событиями Полтавской битвы полковник Игнат Галан провел на Чертомлыцкую Сечь по тайному ходу царские войска, разрушившие ее до основания.

В 1734 году, не без активных потуг тогдашнего гетмана Украины Данила Апостола, запорожцы перебрались на старые, ранее обжитые места и основали на реке Подпольной уже Новую Сечь (ныне затоплена водами Каховского водохранилища).

4-5 июня 1775 года 68 полков генерала Текелия (против 3-х тысяч казаков с двадцатью! пушками) по указанию императрицы Екатерины ІІ разрушили Запорожскую Сечь.

Позже, в конце 20-х годов ХІХ века во время российско-турецкой войны 1828-1829 гг, запорожцы во главе со своим кошевым (последним) Михаилом Федоровичем Головатым перебрались на берег Азовского моря (в округе нынешнего Мариуполя). Но это уже была не Сечь, а подвластное царской России Азовское казачество. Так постепенно «растворилали» историю славных Запорожских Сечей.

Собственно, трагические события разрушения Запорожской Сечи стали началом новой колонизации и формирования этнографического состава населения Великого Луга. В начале XIX века российское правительство начало раздавать прежние казацкие земли в собственность дворянам, которые привезли сюда своих крепостных.
 
 
Подготовлено © likagordasky
Free counters!

Комментариев нет: