А вы знаете, что... ПЕРВЫЕ ДАЛЬНОБОЙЩИКИ В МИРЕ были українські чумаки уже в XIV-XV веках – нам известны рассказы, песни и истории о чумацких шляхах (путях), об этом вкраце признавали даже российские историки в XVIII-XIX веках. Передвижное средство чумаков – большущие телеги, запряженные волами с огромнейшими рогами (такой вол называется ТУР). Чумацкий торговый путь был с Крымского ханства в Запорожскую сечь и далее. На период 1750-х годов чумацкие караваны составляли по несколько тысяч телег.
Правда, нам не рассказывали раша-историки, что еще в 9-13 века во времена Руси Киевской, уже работали "чумаки-дальнобойщики". Невероятно! Это были настоящие украинские династии промышленников. Чумаки транспортировали на юг, главным образом, зерновые, мед и воск, а также кожу для обуви и кожухов, экспортировали за границу через порты Черного и Азовского морей. Возвращались до дому, везли соль и сушеную рыбу.
Представьте! Обороты составляли невероятные размеры: от 2,5 до 4 млн пудов соли, 600-900 тысяч пудов сушеной рыбы, 25-40 млн пудов зерна (в общей сложности около 60-80 млн пудов грузов). Чумаки имели монополию на торговлю солью, даже в 1830-1840 годы... обслуживая 50-60% населения всей Восточной Европы. Чумаки транспортировали товары в Петербург и другие города России (Московии), а также на Северный Кавказ, Польшу, Беларусь и Молдову и далее на Запад...
Чумаки были дипломатами. Они заключали межгосударственные экономические соглашения независимо от военно-политической ситуации земель, на которых осуществляли свою деятельность. Это позволяло чумакам не бояться армий соседей, с которыми постоянно шли войны, а стабильно заниматься своим делом и открывать для себя новые рынки сбыта и импорта.
А НЕМНОГО ИСТОРИИ В РУСЬ КИЕВСКУЮ. Открываем "Чумацкия народные песни" 1874 год, автор Иван Рудченко*, стр.31:
С укреплением Запорожской Сечи в 1550-1753 годах чумацкие валки имели возможность спокойно путешествовать запорожскими землями. На Запорожье чумак находил не только защиту от разбойников, но и убежище в казацком зимовнике. Когда же чумак переезжал Днепр и попадал на земли Крымского ханства, то готовился к опасности: смазывал одежду дегтем (против змей и заразы), набивал ружье, вытаскивал из телеги копья и вешал на груди кошелек, в котором находился билет с казенной печатью, переведен на турецкий язык и подписан чиновником Речи Посполитой. Бывали случаи, когда татары захватывали чумаков в плен и продавали их на каторгу. Исторические данные о нападениях на чумаков отражаются в чумацких песнях:
«Де не взялася орда,
Порубала чумака.
Всіх чумаків орда зняла.
А котрих старих — вирубала,
А молодих в полон взяла.
А маленьких витоптала».
Чумаки были не просто группой людей, которые вместе ездили на промысел. Это был определенный социальный тип людей со своей особой психологией, своеобразной организацией быта, обычаями и традициями. Уже на саму внешность чумака накладывало свою суровую печать его полное тревог жизни. «Чумак преимущественно помалкивает, замкнутый, он смотрит на жизнь с некоторым презрением. Во всей его поведении полно самоуважения. В нем всегда есть ирония, и он всегда готов развлекать шуткой общество. Лицо его гордое и веселое или задумчивое », - писали исследователи.
Присмотритесь к этому чумаку, к этому седому украинцу! Вы видите???? Да! Старик седой, но он — без бороды... акуратний чоловік. На всей территории бывшего СССР, кажется только в Украине увидишь дальнобойщиков, ухаживающих за собой. Чистенькие аккуратные бритые ухоженные!!! Иногда посмотришь на водителей маршруток в России и восточной Украины и страшно становится... Чи воно з тюрьми вышло, где нет бритвы...
А от у наших українських чоловіків дуже добрі жінки )))
Ой, піду я до шинкарки
Та в шинкарки погуляю,
Шинкарочку одвідаю
Шинкарочка молодая,
Вона ж мене добре знає,
На сто рублів повіряє.
На сто рублів повіряє,
А на двісті прищитає,
Й п'яницею називає.
Ти п'янице, ти ледащо,
Пропив воли ані за що,
Та пропив воли ні на що.
Пропив воли, пропив вози,
А сам ходиш у дорозі,
Проливаєш гіркі сльози.
Чумацька пісня
Сложность работы чумаков состояла в том, что они не просто перевозили товар на расстоянии тысяч километров, но и защищали его от многочисленных разбойников (лугарей) с восточной стороны. Приступы последних были делом частым, и это развило у чумака ощущение воина не в меньшей степени, чем торговца. Именно из старых чумаков сформировался стержень казачества как класс.
Еще раз открываем 1874 год "Чумацкия народные песни, " автор Иван Рудченко, стр.27:
Чумацтво входило в самые престижные виды занятия и промысла. Уважение к чумачеству обусловили надежность заработка + трудолюбие, добросовестность, доброта, мягкость, искренность. Поэтому в те годы (16-18 века) почти все юноши мечтали стать если не рыцарем-казаком, то хотя бы чумаком (предпринимателм).
Весной, когда растает снег, чумаки начинали готовиться в путь. Когда валка уже была собрана, ждали хорошей погоды (когда с крыш уже капала вода). Выезжали заблаговременно, чтобы к Пасхе вернуться домой. В одиночку чумаковать было опасно, так чумаки объединялись в чумацкие валки (до 30-40 повозок). Выбирали атамана валки, которого называли «отец-атаман», «пан-хозяин». Это была опытный, бывалый человек, который знал все пути. Отаман всегда шел впереди, указывая путь. На переднем возу у атамана находится петух, который помогает определить время и ориентироваться в темноте. А опытные чумаки могли по тембру голоса петуха даже предположить, какой будет погода. Считалось, что петух защищает от придорожного черта.
Нелегкая это было дело - чумацтво. Дорога требовала больших денег. Поэтому ходили по родственникам занимать деньги. Кроме того, путь был далек со множеством опасностей. Собирались в дорогу вместе с близкими людьми, на которых можно было положиться в трудную минуту и доверить им свою жизнь. Старались не брать в дорогу завистливых и жадных людей.
Суд среди чумаков был строгим. Наказание за провинность можем узнать из турезцкой замеки: Наказание осуществлялось всем миром или ее частью, или же старшиной и атаманом при военных действий. Наказывали в первую очередь за невыполнение приказа или измену, кражу, другую вину. За злодейство - часто наказание заканчивалось убийством. Однако перед смертью хотели еще и хорошо помучить, чтобы тот, кто провинился, получил заслуженные муки (и наука другим, чтобы и думать не могли о злобеяниях).
Товариство любило бить виновного палками, также любили плевать на него, сечь розгами, обливать навозом и обкидать грязью. Иногда закапывали живьем в землю, или просто проприбывали копьями. Саблей или топором рубили головы, отрубали руки, ноги, другие части тела. Могли и просто молотами забить до смерти.
Открываем 1874 год, "Чумацкия народные песни", автор Иван Рудченко, стр.31:
Чумаки заложили современные дороги. Почти все пути общеукраинского значения сегодня - основаны именно чумаками. Когда нашу территорию покрывали бескрайние степи, большинство дорог исключительно соединяли между собой ближайшие села. Чумакам было не выгодно терять время, путешествуя поселениями, и они прокладывали собственные маршруты, привязываясь только к рекам (для ориентации на местности и постоянного доступа к пресной воды).
На жаль, с середины 19 века появление железных дорог и водного транспорта - важность чумацтва постепенно уменьшается. Но даже в 1880-е годы "Чумацький торговий шлях" насчитывал 200000 чумаков !!!
Чумаками також були коломийці. Коломійці (чумаки) - відома з джерел кінця 17 століття й 1-ї половини 18 ст. Назва чумаків, які возили сіль із солеварень Підкарпаття, зокрема з Коломийського повіту, до Центральної і Східної України. На великий віз коломийці навантажували до 5 тисяч топок (конічних грудок) солі. Гурти коломийців очолювали старші або отамани. УЧИМ УКРАИНСКУЮ ИСТОРИЮ
Репродукции:
Чумацкий обоз на морском берегу, 1860 год. Художник – Иван Айвазовский**.
Чумацкий тракт в Мариуполе - Архип Куинджи, 1875 год.
Чумак - Трутовський Костянтин 1860 год.
Жанрова сцена - Трутовський Костянтин 1876 год. НХМУ
Примечания:
*Иван Яковлевич Рудченко (он же Иван Билык, родился 2 сентября 1845 в Миргород — † 1 октября 1905, Петербург) — украинский фольклорист, этнограф, писатель, переводчик, литературный критик, старший брат и соавтор Панаса Мирного.
**Иван Айвазовский (Ованес Гайвазовский), родился/умер в Крыму, Феодосия. Его отец с Галичины (Западная Украина), мать – армянка.
Постоянная ссылка http://historyukrainian.blogspot.com/2015/08/blog-post_15.html
© likagordasky
Комментариев нет:
Отправить комментарий